Найдено в янтаре

Янтарь — удивительное вещество, это окаменевшая смола хвойных растений, цвет этой субстанции может быть от желтого до темно-коричневого, в процессе полировки приобретает золотистый оттенок. Во многих древних культурах, именно по этой причине, янтарь ассоциировали с солнцем и считалось, что он имеет сверхъестественную силу. В наше время янтарь ценный материал для ученых, ведь когда вещество засыхает оно может содержать удивительные находки, при этом сохраняя, микроскопические детали. В янтаре могут быть скрыты мягкие ткани, которые позволяют нам выяснить интересные факты о животных и живых существах, которые обитали миллионы лет назад.

10 Клещ и муравей в янтаре

Клещ
Где-то в Балтийском регионе около 44-49 миллионов лет назад, муравей был заражен паразитами такого вида как клещи, который затем попали в смолу, при этом оба сохранились. Они оказались в руках у немецкого коллекционера Йорга Вундерлиха, который передал кусок янтаря Джейсону Данлопу — арахнологу из Института Лейбница для института эволюции и биоразнообразия в Берлине.

Удивительно, ведь это находка один из двух известных примеров фоссилизированных клещей в тот момент, когда они укусили хозяина.
Клещ, идентифицированный Данлопом принадлежал к роду мимеркофилов, он сидит на голове у муравья, которыми и питался. Вероятно, он отложил яйца, ведь муравьи переносят клещей тем самым молодое потомство, будет сыто. Сегодня такое поведение аналогично и для некоторых видов клещей, таких как Варроа, которые являются главным виновником пандемии варроатоза. В то время как оба существа хорошо сохранились, пузырёк воздуха между ними, мешает рассмотреть некоторые анатомические детали, а также определить их точный вид.

9 Паук и оса в янтаре

Паук
Более 100 миллионов лет назад, в начале мелового периода, пауки-кругопряды, готовились напасть на осу, которая запуталась в паутине. Внезапно, капля смолы упала сверху, попав на паутину, а также на паука. Смола отлично сохранила этот момент. Этот экземпляр ученые обнаружили в 2012 году в Хукавнг в Мьянме. Это единственный известный случай, когда паук совершает убийство. Зоолог Джордж Пойнар младший, который опубликовал полученные данные, заметил что: "Это настоящий кошмар для осы, который никогда не заканчивался".

Этого паука идентифицировали, как женскую особь из семейства пауков-кругопрядов, из рода пауков-крестовиков, который уже вымер. Также сохранилась и мужская особь этого вида, вероятно, они охотились вместе, что является доказательством наличия общественного поведения у пауков. В этом образце янтаря также сохранилось около 15 нитей паутины, что является редким случаем.

8 Самая первая паутина

Паутина
По сути, мало паутины было найдено в мезозое. Но в дополнении к предыдущей записи, можно сказать что, была обнаружен паутина в Испании в 2006 году, возраст которой 110 миллионов лет, а также в 2003 году в Ливане, там паутине около 132 миллионов лет. Но самая древняя паутина была сплетена родственником современных пауков-крестовиков, а возраст этого янтаря с паутиной составляет около 140 миллионов лет.

В 2009 году снова был найден янтарь с паутиной на пляже в Англии в Суссексе. Ученые смогли изучить эту паутину, разрезав янтарь на несколько частей, которые рассматривали под мощными микроскопами. Результаты показали, что древняя паутина имела такие же характерные признаки, которую плетут современные пауки, содержавшая при этом липкую жидкость, которая обеспечивала паутине прочность, и позволяла охотиться на жертву.

Согласно профессору Оксфордского университета Мартину Брейзеру, в начале мелового периода существовало огромное число летающих насекомых. И в ответ на это древние пауки стали плести паутину для того чтобы ловить их. Большинство экспертов соглашается с тем, что раньше пауки плели паутину прямо на поверхности почвы для поимки своей жертвы.

7 Кровь древнего паука

Кровь и паук
Паук, который сохранился в янтаре считается редким, но точно не уникальным, но когда был найден этот экземпляр с собственной кровью, для ученых это было праздником.

Вместе с кровью (известная также как гемолимфа) в Доминиканской республике был найден этот паук, возраст которого составляет 20 миллионов лет. Естественно, это сразу же сравнили с парком юрского периода Майкла Крайтона где клонировали динозавров благодаря крови, которую нашли в янтаре с сохранившемся москитом.

Тем временем палеонтолог Дэвид Пенни признал, что впоследствии можно провести анализ ДНК этого образца, также он сказал, что это находка поможет ученым выяснить подробности о происхождении жизни на Карибском острове. Так как ближайшие родственники этого вида паука существуют только в Бразилии и в Аргентине, открытие даст важное представление относительного того как на островах сформировалась жизнь.

Этот экземпляр является идеальным примером того, как много могут узнать ученые из находок скрытых в янтаре. По словам Дэвида Пэнни: "По положению тела паука и его крови в янтаре мы можем определить его смерть, а также, куда он шел и даже с какой скоростью. Теперь мы знаем, что когда паук лез по дереву, случайно попался в смолу (он застрял в ней и застыл). Также по форме и положению крови в янтаре, можно определить какая из ног паука сломалась первой.

6 Древние членистоногие, которые известны науке

древние членистоногие
В 2012 году ученые обнаружили муху и двух разновидностей клеща, которые сохранились в янтаре в северо-восточной Италии. Экземплярам около 2300 миллионов лет, это на 100 миллионов лет старше других уже найденных экземпляров.

Также было обнаружено 2 неизвестных вида клеща Triasacarus fedelei и Ampezzoa triassica, которые имеют связь с современными клещами. Дэвид Гримальди сотрудник американского музея отдела естественной истории зоологии беспозвоночных был удивлен тому, насколько его открытие напомнило ему о современных клещах: "Казалось, что в Триасе должны были существовать иные формы этих клещей, но нет, ничего подобного, Даже 230 миллионов лет назад они обладали такими, же длинными, сегментированными телами, только ног у них было не четыре пары, а две и у них было разное строение рта.

К сожалению, муху не смогли идентифицировать, но зато хорошо сохранились её антенны. Тем не менее, такая находка в янтаре позволяет надеяться на такие же открытия и в будущем.

5 Клещ переносчик болезни Лайма

Клещ
Болезнь Лайма появилась в США, вместе с объявлениями о том, что клещи переносят болезнь Лайма (клещевой боррелиоз), и их много на западе. С другой стороны мы недавно получили источник информации о бактерии, который сохранился в янтаре.

Поскольку янтарь сохраняет мягкие ткани тела, ученые могут собрать доказательства микроскопических тел, в том числе бактерий, которые находятся в органах более крупных организмов. В 2014 году в университете штата Орегон исследователи работали над янтарем из Доминиканской республики и обнаружили там древних клещей, зараженных бактериями очень похожими на современный вид Borrelia.

Клещей нашли в янтаре, возраст которого 15-20 млн лет, и указывает на то что наши предки, скорее всего, имели дело с болезнью Лайма. В отдельном отчете об исследовании этой бактерии, ученые пришли к заключению, что динозавры вероятнее всего тоже страдали от многих болезней как и люди. Не удивительно, что эти бактерии успешно инфицируют млекопитающих, птиц, рептилий и других животных в течение миллионов лет.

4 Прыгунчики (прямокрылые)

Прыгунчик
Одним из наиболее важных открытий, которое дошло до нас благодаря образцам из Доминиканской республики это новый вид тетрагидов, получившее название Electrotettix attenboroughi в честь сэра Дэвида Аттенббро, знаменитого британского натуралиста и режиссера.

Прыгунчики размером с шип розы жили 18-20 миллионов лет назад в период Миоцена. Кузнечики и саранча редко встречаются в янтаре, но открытие примечательно тем, что оно демонстрирует четкую промежуточную форму в эволюции его подсемейства. У самых древних прыгунчиков были крылья, в то время как у образцов в нашем времени они отсутствуют. Electrotettix attenboroughi имеют задние рудиментарные крылья — реликтовые структуры как человеческие кости копчика, голени и стопы, найденные у предков современного человека. Этот образец своего рода свидетельство о потере передних конечностей во всем подсемействе организмов.

Открытие было сделано Университетом Иллинойса Сэмом Хэдсом, лаборантом Джаредом Томасом а со-автором исследования стал Иньань Ван.

3 Камуфляж древних насекомых

маскировка
В 2012 году исследователи из университета Барселоны сообщили об открытии насекомого заключенного в янтаре, которому 110 миллионов лет. Находка является самым ранним за всю историю свидетельством маскировки у насекомых.

Новый род и вид насекомого, имеющее форму личинки, получила своё название Hallucinochrysa diogenesi, и является очень дальним родственником современных зеленых златоглазок. Как и современная личинка златоглазки, окаменелое насекомое, кажется, окружило себя растительными волокнами, прикрепленные к выступам на его теле; скрывая свое присутствие от потенциальных хищников — процесс, известный как сбор мусора у современных насекомых. Потому что личинке приходилось выбирать материал, который будет использован в качестве камуфляжа, и это свидетельствует об интеллекте у насекомых. Известное доказательство такого рода поведения пришло к нам из Доминиканской республики в образце, которого было около 49 миллионов лет. Новое открытие показывает, что маскировка это защитное поведение, существовавшее во время мелового периода — родословная златоглазки начинается с юрского периода, и даже гораздо раньше.

2 Древние перья

Перья в янтаре
В 2011 году Райан МакКеллар палеонтолог из Университета Альберты в Канаде опубликовал результаты поиска более чем 4000 кусков янтаря, собранных из канадских музеев. Райан Маккеллар и его коллеги обнаружили 11 доисторических перьев. Например, один образец был диаметром всего 16 мкм. МакКеллар считает, что протоперья имеют аналогичную структуру у тех перьев, которые были найдены в янтаре. Однако он предупредил, что без каких-либо доказательств, вполне возможно, что этот «пух» не от птицы или динозавра.

Первой птицей был археоптерикс, который жил около 150 миллионов лет назад тем временем древний динозавр, Anchiornis huxleyi, существовал 151–161 миллионов лет назад. Считается что протоперья, обладают гибкостью, а ворсинки не ветвятся, среди других преимуществ, выделяют то что они представляют более раннюю ступень в эволюции перьев. Интересно, что они были найдены в существах, которые жили после археоптерикса, но и не раньше Anchiornis huxleyi. Большая часть янтаря, который изучил Маккеллер, была найдена в последних месторождениях угля мелового периода, датируемых 78-79 миллионов лет назад.

1 Размножение древних растений

Растение в янтаре
В 2014 году исследователи в Хукавнг долины Мьянмы исследовали веточку, содержащую 18 розоподобных растений, скрытую в янтаре. Они определили, что один из цветков находился в процессе создания новых семян для будущего поколения.

Веточка так хорошо сохранилась, что фотография, сделанная через микроскоп на самом деле показывает пыльцевую трубку, растущую из двух зерён пыльцы, которая затем проникают в стигму (восприимчивый орган репродуктивной системы), это самый древний процесс полового размножения растений, из когда-либо обнаруженных. Кроме того пыльца, кажется липкой, возможно в меловой период опыление происходило с помощью насекомых.

Растение является вымершим видом, под названием Micropetasos burmensis, и не имеет никаких родственников. В цветке имеются многочисленные тычинки, различной длины с биспорангиатными пыльниками. По словам зоолога Джорджа Пойнэра, эта значимая находка показала, что, даже когда цветущие растения только начинали появляться, процесс репродукции был похож на процесс современных растений.