Общество

Смерть и болезни в мифах

Люди древнего мира не имели доступа к технологиям и тем знаниям о болезнях, что мы имеем на сегодняшний день. Поэтому они по привычке создали мифы, объясняющие причины смертей и болезней, которые пришлись на долю человечества.

10
Ящик Пандоры (греки)

Ящик Пандоры — греки
Один из самых популярных мифов о причинах человеческих недугов — древнегреческий миф о Пандоре, рассказывающий о создании первой женщины и освобождении зла её руками. Созданная Зевсом, чтобы наказать человечество за получение огня от Прометея, Пандора получила дары от каждого из богов, которые помогли ей стать очаровательной. Например, Афродита дала ей красоту и сделала её соблазнительной, а Гермес наделил её бесстыдством и женской хитростью.
Поэт Гесиод изобразил этот миф в двух поэмах, в последней из которых развил его, добавив в него сосуд, содержащий в себе болезни и прочие беды (нам известен «ящик» Пандоры, из-за неверного перевода гуманиста 16-го века Эразма Роттердамского). После того, как всё плохое вырвалось на волю, кувшин был закрыт с оставшейся внутри надеждой. Это символизирует окончание Золотого века человечества и начало Серебряного века — века, в котором люди стали уязвимы для болезней и смертей.

9
Животные (чероки)

Животные (Чероки)
Чероки, племена Северной Америки, зачастую использовали образы животных, создавая свои мифы, и, конечно, когда дело дошло до мифов о болезнях человечества, то животные и здесь имели ключевую роль. В начале своей истории люди жили в мире и согласии с животными и растениями, наделёнными даром человеческой речи. Но потом людей становилось всё больше, и многие из животных были изгнаны из своих домов и убиты, часто без причины.
Тогда животные собрались вместе и стали думать, как им быть с этой бедой. Медведи хотели бороться, используя против людей лук и стрелы. Это показалось глупым, идея была отвергнута. Животные решили, что могут убить людей с помощью когтей и зубов, данных им от природы.
Все остальные животные собрались, каждый вид вместе, и изобрели болезни, чтобы наказать людей за их злодеяния. Вот почему чероки просят разрешения, прежде чем убить животное. На помощь людям пришли растения: собравшись, они решили дать людям лекарства от болезней.

8
Ловиатар (финны)

Ловиатар (финны)
Ловиатар — слепая дочь финского бога смерти, Туони, стала источником девяти смертельных болезней и недугов. Худшая из отпрысков Туони, к тому же весьма уродливая, она была оплодотворена ветром и забеременела девятью сыновьями (некоторые говорят о десятом ребёнке — девочке).
На протяжении девяти лет, она носила детей в себе, пока наконец не родила. Ловиатар искала священника, который согласился бы окрестить её детей, но так и не нашла, потому что всякий священник отказывался крестить её ужасных детей. Ловиатар сама дала им имена, среди них были Syoja (рак) и Rutto (чума) и шестеро других, названных именами болезней. Девятый сын остался без имени, он стал воплощением зависти и был послан своей матерью к людям, чтобы приносить им вред.

7
Валумбе (баганда)

Валумбе (баганда)
Баганда — народ, проживающий в Уганде. Валумбе был сыном Гулу, бога-творца в мифологии баганда, и братом-близнецом Намби, жены Кинту, первого человека. Когда Намби отправилась на землю, чтоб выйти замуж за Кинту, её отец посоветовал ей следовать втайне, так как её злой брат мог пуститься ей вслед. Не придав значения предостережению отца, Намби вернулась на небеса и была разыскана Валумбе. Он решил отныне никогда не позволять сестре скрываться от его взора.
Вернувшись на землю Намби и Кинту по традиции должны были отдать своё дитя Валумбе. Кинту отказался лишиться хоть одного ребёнка, скольких бы они не имели. Тогда Валумбе решил мстить, убивая одного ребёнка каждый день. После сражения с одним из братьев, отправленным Гулу с небес, чтобы вернуть Валумбе, он спрятался в земле. Там он и остался, не оставляя своих намерений мстить.

6
Шопона (йоруба)

Шопона (йоруба)
Шопона — бог оспы в мифологии народа йоруба. Учитывая, что эта ужасная болезнь широко распространена на территории Африки, нет ничего удивительного в том, что она получила собственного бога.
В начале высший бог решил разделить между двумя сыновьями управление всеми королевствами мира. Шанго, родившийся первым, получил в управление небо, а Шопона, родившийся вторым — землю.
Йоруба считают, что бог, который заставляет землю давать урожай и кормить человечество, также насылает болезни на людей. Из-за этого убеждения оспа стала признаком неудовольствия Шопоны.
Существует мнение, что связь с богами была настолько сильна, что священники йоруба пользовались этим и сознательно распространяли оспу. Люди старались даже не упоминать имени Шопоны вслух, так как считалось, что уже этого достаточно, чтобы заразиться.

5
Мунпа Сэрдэн (тибетцы)

Мунпа Сэрдэн (тибетцы)
В соответствии с традиционной тибетской мифологией, мир появился из яйца света и яйца тьмы — двух великих космических яиц, произошедших из сущности пяти соединенных элементов. Бог мудрости разбил яйцо света, из него появились божества, которые создали мир и живые существа. Божество Мунпа Сэрдэн вышел из яйца тьмы и он принёс в мир болезни, невежество, безумие и демонов.
По другой версии тьма небытия произошла от одного великого космического яйца, созданного пятью сущностями. Мир заполнило зло. В противоположность яйцо света дало миру всё хорошее, в том числе нескольких добрых богов.

4
Ра (египтяне)

Ра (египтяне)
На закате Золотого века Египта, люди наскучили Ра, и он покинул их. Люди, узнав это, стали поклоняться другим богам и сговорились против Ра. Это разгневало бога, в наказание он послал на землю богиню Сехмет, чтобы убить тех, кто противостоял ему. Богиня Сехмет была столь сильна, что её дыхание уничтожило всю растительность Египта и превратило эту землю в пустыню. Когда Ра увидел, что получилось, он пожалел об этом, он решил спасти то, что осталось от человечества. Сехмет была жестокой, она хотела больше крови, и её было уже трудно остановить. Тогда Ра взял 7000 сосудов с пивом и, окрасив их в алый цвет, дал Сехмет. Она выпила их всех и уснула. Однако смерть и болезни уже успели стать частью жизни людей. Ра создал несколько новых богов, чтобы те помогали жителям Египта.

3
Тлалок (ацтеки)

Тлалок (ацтеки)
В ацтекской мифологии Тлалок — бог дождя и плодородия. Ему поклонялись как дающему жизнь и одновременно боялись его наказания: так же, как он давал дождь для хорошего урожая, он мог наслать на землю град и засуху. Тлалок связан с горами, так как дождевые облака и реки берут своё начало именно в горах. Он всегда держал в руках четыре великих сосуда, каждый из которых символизировал священное направление.
Каждая из фляг имела своё предназначение: одна для хорошего дождя, другая для уничтожающего урожай мороза, третья для засухи и, наконец, четвёртая для болезней. Малые боги (иногда называемые сыновьями Тлалока) разбили сосуды и вылили всё их содержимое в мир.

2
Шива (индуисты)

Шива (индуисты)
Шива — одно из наиболее важных и популярных божеств индуистской мифологии, оно упоминается в некоторых значительных историях о создании мира, в том числе в истории происхождения болезни. Дакша, тесть Шивы, решив устроить жертвоприношение, пригласил всех богов на церемонию, кроме Шивы. Сати, дочь Дакши и жена Шивы, увидев, что Шива сидит один, спросила его, почему он не пошёл со всеми. Когда она узнала почему, ей стало стыдно, она сказала об отце, что «он высоко над всеми».
Шива, разгневанный этими словами, напал на жертву, принадлежавшую Дакши, преследуя её с луком и стрелами. Во время погони капля пота упала с лица Шивы на землю, она превратилась в маленького человека с красными глазами, названным Болезнь (в других версиях Лихорадка). Другие боги смягчились и позволили участвовать Шиве в жертвоприношении с условием, что Шива разделит своё создание на части, так как мир не в силах выдержать такое ужасное страдание. Шива согласился и разделил болезнь на несколько частей, создав таким образом разные болезни для разных существ.

1
Бабалу-Айе (африканцы)

Бабалу-Айе (африканцы)
Иногда принимаемый как предок Шопона, Бабалу-Айе является богом всех болезней. Он направляет болезни тем, кто не слушает его приказов или не сдерживает обещания. Его объединяют со святым Лазарем в религии Сантерия, благодаря его исторической связи с проказой. Некоторые истории повествуют о том, что Бабалу-Айе сам был болен, якобы из-за этого его часто изображают на костылях.
По одной из версий мифа о происхождении болезни, Бабалу-Айе был на вечере, устроенным другими богами религии йоруба. Из-за его неуклюжего вида, боги насмехались над ним. Рассердившись по этой причине, Бабалу-Айе развязал платок с болезнями, выпустив их. Он был изгнан и теперь, когда он сам столкнулся с тем горем, что он натворил, он решил посвятить жизнь борьбе с этим злом и помощи пострадавшим людям.

comments powered by HyperComments